А это наш легендарный ИЛ-2. Фашисты провали его "Черная смерть".
Один из самых грозных боевых самолетов Второй мировой войны Ильюшин Ил-2 производился в огромных количествах. Советские источники называют цифру 36163 самолета. Характерной особенностью двухместного самолета ЦКБ-55 или БШ-2, разработанного в 1938 г. Сергеем Ильюшиным и его Центральным конструкторским бюро, была бронированная оболочка, которая составляла единое целое с конструкцией фюзеляжа и защищала экипаж, двигатель, радиаторы и топливный бак. Самолет прекрасно подходил к определенной для него роли штурмовика, так как был хорошо защищен при штурмовке с малых высот, но от него отказались в пользу более легкой одноместной модели – самолета ЦКБ-57, который имел двигатель АМ-38 мощностью 1268 кВт (1700 л.с.), приподнятый, хорошо обтекаемый фонарь кабины пилота, две пушки калибра 20 мм вместо двух из четырех установленных на крыле пулеметов, а также подкрыльные ракетные пусковые установки. Первый опытный образец поднялся в воздух 12 октября 1940 г.
Серийные экземпляры, обозначенные Ил-2, в целом были похожи на модель ЦКБ-57, но имели модифицированное лобовое стекло и укороченный обтекатель задней части фонаря кабины пилота. Одноместный вариант Ил-2 быстро доказал, что он является высокоэффективным оружием. Однако потери в течение 1941-42 гг. из-за отсутствия истребителей сопровождения оказались очень велики. В феврале 1942 г. было решено вернуться к двухместному варианту Ил-2 в соответствии с первоначальной концепцией Ильюшина. У самолета Ил-2М в задней кабине под общим фонарем располагался стрелок. Два таких самолета прошли летные испытания в марте, а серийные машины появились в сентябре 1942 г. Другие изменения включали установку более мощного двигателя АМ-38Ф, замену двух 20-мм пушек ШВАК более эффективными 23-мм пушками ВЯ, а также различные аэродинамические усовершенствования. Новый вариант самолета Ил-2 Тип 3 (или Ил-2м3) впервые появился в Сталинграде в начале 1943 г. Проходивший испытания в 1942 г. самолет имел новое крыло с прямой стреловидностью (150 по передней кромке) на внешних консолях крыла.
Благодаря значительному улучшению своих летных характеристик и боевых качеств Ил-2 Тип 3 стал самым массовым вариантом самолета Ил-2. Штурмовики Ил-2 использовались со значительно большим тактическим эффектом в 1944-45 гг., после того как был тщательно продуман способ их применения и в широком масштабе обеспечена поддержка истребителей. Усиление вооружения включало кассеты, содержащие до 200 ПТАБ (противотанковых авиационных бомб), использование противосамолетного гранатомета ДАГ-10, а также установку на ограниченном количестве самолетов Ил-2 Тип 3М пары пушек НС-11 или П-37 калибра 37 мм, которые находились в обтекателях.
Самолеты Ил-2 использовались ВМС СССР для противокорабельных операций, кроме этого, разрабатывались специализированные бомбардировщики-торпедоносцы Ил-2Т. На суше этот самолет использовался при необходимости для проведения разведки и постановки дымовых завес.
На последнем году Второй мировой войны самолеты Ил-2 использовались польскими и чехословацкими подразделениями, летавшими совместно с советскими. Эти штурмовики оставались на вооружении ВВС СССР на протяжении нескольких послевоенных лет и чуть более длительное время в других странах Восточной Европы. С сентября 1941 г. по апрель 1942 г. широко испытывался экспериментальный самолет Ил-2, оснащенный звездообразным двигателем М-82, но его серийное производство начато не было. Учебно-тренировочный вариант самолета был известен под обозначениями У-Ил-2 или Ил-2У.
ЛТХ Ил-2 (двухместный)
Размах, м 14,60
Длина, м 11,60
Высота, м 3,40
Площадь крыла, м2 38,50
Вес пустого, кгс: 4625
Вес взлетный, кгс: 6360
Максимальная скорость у земли, км/ч 375
Максимальная скорость на высоте 1200 м, км/ч 390
Время набора высоты 1000 м, мин 2,2
Дальность, км 685
Потолок, м 6000
Экипаж, чел 2
Двигатели
Кол-во Тип Модель Мощность, л.с.
1 1 ПД АМ-38Ф (1750 л.с.) 1х1750
Вооружение
Кол-во Тип Калибр, мм Модель Боекомплект / Нагрузка, кг
1 2 Пушка 23 ВЯ-23
2 1 Пулемет 12,7 УБС
2 7,62 ШКАС
3 Бомбы 600 кг
4 8 Ракеты РС-82
4 или РС-132
Факты
Страна-производитель СССР
Заводы № 1, 18, 30, 381
Разрабочик ОКБ Ильюшина С. В.
Год принятия на вооружение 1939
Кол-во выпущенных экземпляров 36163
Состоял на вооружении в странах СССР, Польша, Чехословакия, Германия
Основные модификации
Модель Особенности Экз.
ЦКБ-55 (БШ-2) опытный; версия штурмовика; двигатель АМ-35 (1200 л.с.) с трехлопастным ВИШ-22Т; смешанная конструкция; имел бронекор-пус; двухместный; вооружение: 4 х ШКАС, позже 2 х ШВАК и 2 х ШКАС; бомбовая нагрузка - до 600 кг 2
ЦКБ-57 конверсия ЦКБ-55 № 1; одноместный вариант; двигатель АМ-35, позже установлен двигатель АМ-38 (1665 л.с.); увеличен запас топлива; установлен новый фонарь кабины; вооружение: 2 х ШВАК и 2 х ШКАС; 8 х РС-82
ЦКБ-55П конверсия ЦКБ-55 № 2; двигатель опущен на 175 мм; установлена прозрачная броня; вооружение. 2 х 23-мм пушки ПТБ (позже - 2 х ШВАК), 2 х ШКАС и 8 х РС-82 (или PC-132)
Ил-2 серийный; как ЦКБ-55П; вооружение: 2 х ШВАК (позже - ВЯ), 2 х ШКАС, 8 х РС-82 (или 4 х РС-132); изменена конструкция и положение маслорадиатора
Ил-2 АШ-82 опытный; двигатель АШ-82; двухместный вариант
Ил-2 (двухместный) серийный; модификация Ил-2; двигатель АМ-38Ф (1750 л.с.); изменена конструкция бронекоробки; позже увеличена стреловидность крыла; вооружение: 2 х 23-мм ВЯ-23, 2 х ШКАС, 1 х УБТ (в кабине стрелка), 8 х РС-82 (или 4 х РС-132), бомбовая нагрузка - до 600 кг
Ил-2 (крыло со стрелкой) - модификация Ил-2 (двухместного); увеличен угол стреловидности крыла; имел некоторые аэродинамические и конструктивные изменения
Ил-2 (37-мм пушки) как Ил-2 (крыло со стрелкой); вместо пушек ВЯ (или ШВАК) установлены 37-мм НС-ОКБ-16
Ил-2И опытный; версия тяжелого истребителя; усилено крыло; вооружение: 2 х ВЯ-23; без бомбовой нагрузки
Ил-1 опытный; версия штурмовика-истребителя; двигатель АМ-42 (2000 л.с.); уменьшены геометрические размеры; вооружение: 2 х ВЯ
Ил-2У (УИл-2) серийный; учебно-тренировочная версия; установлено двойное управление; вооружение: 2 х ШКАС, 2 х РС-82, бомбовая нагрузка - до 200 кг