Управление Военно Воздушных Сил Красной Армии
Главное Управление Командующего Артиллерией Красной Армии
"Утверждаю"
ПИЛОТАЖ
Главный инженер ВВС
Красной Армии
Генерал-полковник
инженерно авиационной службы
Репин
14 июля 1943 г.
Инструкция летчику по эксплуатации и технике пилотирования самолета Ла-5 с мотором М-82ФН
Второе издание
Военное Издательство Народного Комиссариата Обороны
Москва - 1944
Инструкцию составили
Инженер-Майор Абовский Д.Д.
Инженер-Капитан Алексеенко В.И.
Майор Никифоров А.П.
Майор Кубышкин А.Г.
ПРЕДПОЛЁТНЫЙ ОСМОТР
1. Перед полетом принять доклад от механика о готовности самолёта к полету.
2. Привести внешний осмотр самолёта и проверить:
а) винт - нет ли внешних повреждений на лопастях и коке винта;
б) капот мотора - закрыты ли замки капотов, хорошо ли закреплены стяжные ленты капотов;
в) шасси - нормальна и одинакова ли просадка обеих амортизационных стоек шасси, нормально ли накачаны пневматики колес (обжатие 30-40 мм);
г) планёр - нет ли повреждения обшивки крыла, фюзеляжа, хвостового оперения и рулей управления самолётом, снят ли чехол с трубки Пито;
д) хвостовое колесо - нормальна ли просадка амортизационной стойки и накачка пневматика (обжатие 15 - 20 мм).
Примечание: Зимой необходимо проверить, вынута ли подушка из тоннеля маслорадиатора.
3. Перед посадкой в кабину осмотреть её и проверить:
а) нет ли в ней посторонних предметов ;
б) выключены ли магнето;
в) включена ли система нейтрального газа;
г) поставлена ли на пневмопредохранитель пушки;
д) правильна ли установка прицела ПБП-1а;
е) поставлена ли ручка сбрасывателя АСБР в положение ПЗ (предохранитель закрыт), если самолет идет на бомбометание;
ж) не загрязнен и не поврежден ли козырёк и фонарь кабины.
ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТУ, ЗАПУСК И ПРОБА МОТОРА
4. После посадки в кабину самолёта выполнить следующее:
а) проверить лёгкость хода ручки управления и педалей и правильность отклонения рулей;
б) подогнать под свой рост сиденье при закрытом фонаре и подогнать ножные педали;
в) установить триммер руля высоты в нейтральное положение; триммер руля поворота установить на 5 - 7 мм влево;
г) привязаться ремнями.
5. Проверить ход рычага газа.
6. Проверить, открыт ли перекрывной кран бензосистемы (кран находится на полу, с правой стороны сиденья).
7. Убедится, что рычаг переключения скоростей нагнетателя находится в положении "первая скорость" (назад до отказа).
8. Убедиться, что рычаг изменения шага винта установлен в положение "малый шаг" (вперёд до отказа).
9. Проверить по бензомеру количество бензина в баках.
10. Закрыть заслонку маслорадиатора и боковые створки капота.
11. Проверить, закрыт ли вентиль аварийного выпуска шасси и костыля (вентиль расположен над насосом ПН-1).
12. Открыть вентиль бортового воздушного баллона и проверить давление в ней (должно быть не менее 80 атм.).
13. Убедится, что рычаги кранов управления шасси и щитами находятся в положение "нейтрально".
14. Проверить положение щитков-закрылков по указателю.
15. Убедится в исправности электросигнализации шасси и костыля и механического указателя шасси.
16. Проверить, свободно ли открываются и закрываются фонарь кабины, боковые створки капота, передние жалюзи мотора и заслонка маслорадиатора.
17. Установить шкалу прицела на нуль и проверить исправность ламп подсвета.
18. Убедится в наличии запаса кислорода и в герметичности системы.
19. Проверить напряжение аккумулятора по накалу лампочек сигнализации шасси.
Подготовка мотора к запуску
20. Убедившись, что зажигание выключено, дать команду "Провернуть винт". Проворачивать винт два-три полных оборота по ходу перед запуском мотора обязательно, так как при наличии бензина или масла в камере сгорания цилиндра и несоблюдении этого требования возможен гидравлический удар.
21. Заполнить бензосистему топливом при помощи бортового альвейера, создавая давление 1,0 - 1,2 кг/см2.
22. Заполнить пусковую камеру насоса ПН-1 бензином, дав для этого три-семь подач плунжером. Распределительный кран насоса ПН-1 должен находится в положении "всасывание, наполнение".
Примечания:
1. При температуре наружного воздуха от +5О до -15ОС дать три-пять подач, при температуре наружного воздуха ниже -15ОС дать семь подач плунжером насоса ПН-1.
2. При запуске мотора тотчас же после пробы его заливать не нужно, так как мотор хорошо запускается без заливки.
Запуск мотора
23. Установить рычаг газа в положение, соответствующее 800 - 900 об/мин (приблизительно на 10 мм от упора малого газа).
24. Включить тумблер аккумулятора.
25. Дать команду "От винта" и, получив ответ "Есть от винта", открыть вентиль бортового баллона или подать команду "Воздух"(при запуске от аэродромного баллона).
26. После получения ответа "Есть воздух"открыть пусковой вентиль на насосе ПН-1 (вращать от себя).
27. После 1 - 2 оборотов винта включить магнето и нажать на кнопку вибратора (нажимать кнопку вибратора периодически на 3 - 5 секунд, так как это предохраняет катушку от перегорания).
28. При первых вспышках мотора ручным альвейером поддержать давление бензина в бензосистеме.
29. После запуска мотора закрыть воздушный вентиль ПН-1 (вращать на себя) и установить число оборотов мотора до 1000 в минуту.
30. Следить за давлением масла: на малых оборотах мотора оно должно быть не менее 3 кг/см2.
Если после запуска мотора манометр не покажет давление масла в течении 5 - 8 секунд, мотор выключить и выяснить причину неисправности.
Прогрев мотора
31. Прогрев мотора производить на 1000 об/мин до начала повышения температура масла. После этого увеличить число оборотов до 1200 в минуту и прогревать мотор, пока температура входящего масла не достигнет 50°С, а температура головок цилиндров 140°С. При достижении таких температур мотор можно, считать прогретым. Предупреждение. При прогреве мотора температура головок цилиндров растет быстрее, чем температуря масла, поэтому при достижении температуры головок цилиндров 140°С необходимо открыть жалюзи мотора и боковые створки капота.
Опробование мотора
32. Взять ручку управления на себя.
33. Плавным движением рычага газа вперёд увеличить число оборотов до номинальных - 2 400 в минуту.
Нормальные показания приборов контроля работы мотора при номинальном режиме следующие:
Число оборотов 2 400 в минуту
Наддув (Рк) 1 000 ± 10 мм рт. ст.
Давление масла 5,5 - 6,5 кг/см2
Давление бензина 1,5 - 2,0 кг/см2
Температура головок цилиндров не выше 215оС
Температура масла 65 - 75°С
34. Убрать рычаг газа до получения 2200 - 2300 об/мин при наддуве Рк = 900 - 930 мм. рт. ст. и проверить работу свечей поочерёдным выключением одного из магнето. При работе мотора на одном магнето нормальное падение оборотов 30 - 60 в минуту, максимально допустимое 100 об/мин.
35. Проверить работу механизма винта, переключая винт с малого шага на большой и обратно, для чего:
а) не меняя положения рычага газа (т. е. при 2200 - 2300 об/мин), рычагом винта уменьшить обороты до 1 700 - 1 800 в минуту;
б) при положении рычага винта на 1 700 - 1 800 об/мин убрать газ, после чего дать газ на 5 - 10 секунд до получения Рк = 800 - 830 мм рт. ст.; обороты при этом должны быть 1700 - 1800 в минуту (т. е. возвратиться к ранее установленным).
36. Проверить работу - мотора на малом газе, для чего рычаг газа отвести назад до отказа, а рычаг винта - вперёд до отказа.
Показания приборов при этом должны быть:
Обороты 500 - 600 в минуту
Давление масла не ниже 2,0 кг/см2
Давление бензина не ниже 1,5 кг/см2
37. Проверить приёмистость мотора. Переход от малого газа к номинальному режиму должен совершаться плавно в течение 1,5 - 2 секунд.
38. Если взлёт предполагается производить не на номинальном режиме работы мотора, а на взлётном, то проверить работу мотора на (взлётном режиме; для этого при положении рычага винта вперёд до отказа (малый шаг) плавно дать газ на 5 - 7 секунд до ограничителя на рычаге. При этом наддув должен быть равен 1180 ± 10 мм рт. ст. и обороты 2 500 в минуту.
Примечание: Проверять новый мотор на взлётном режиме (Рк=1180±10 мм рт. ст.) разрешается только после десятичасовой работы мотора.
Десятичасовая работа мотора обеспечивает достаточную приработку деталей его, что позволяет форсировать мотор.
39. При сомнении в работе двухскоростной передачи нагнетателя или при первой пробе мотора проверить работу мотора на второй скорости нагнетателя, для чего:
а) рычагом газа установить 1600 - 1700 об/мин;
б) быстро, но плавно перевести рычаг управления скоростями нагнетателя из положения «1» в положение «2».
Наддув при этом должен увеличиться на 20 - 30 мм рт. ст., а обороты мотора вначале уменьшатся, а затем восстановятся до первоначальных, т. е. до 1600 - 1700 в минуту.
40. Убедившись в нормальной работе на второй скорости, переключить рычаг на первую скорость.
Примечания:
1. Подключение с одной скорости на другую нужно производить с интервалом не менее 2 минут во избежание перегрева фрикционных дисков.
2. Длительная работа (болей 1 минуты) мотора на земле на режиме 0,73 номинала (n=2100 об/мин и Рк = 850 мм. рт. ст.) и выше при включенной второй скорости не допускается во избежание перегрева цилиндров.
Проверка и подготовка радиостанции
Проверять работу радиостанции на самолётах необходимо от аэродромного аккумулятора.
Для проверки радиостанция самолёта необходимо:
41. Проверить подгонку шлемофона и ларингофонов.
42. Присоединить шнур шлемофона к разъёмной колодке.
43. Вилку с надписью «ТЛФ» (телефон) присоединить к приёмнику. Если на самолёте установлена приёмо-передающая радиостанция, включить вилку телефона в соответствующие гнёзда микротелефонного щитка.
44. Включить тумблер «Радио» на электрощитке.
45. Поставить переключатель (приём-передача) на микрофонном щитке в положение «ПРМ» (приём).
46. Убедиться в исправности приёмника по наличию характерного шума в телефоне.
47. Установить заданную рабочую волну связи на шкале радиоприёмника (устанавливает радиотехник).
48. Подстроить приёмник на волну радиопередатчика, с которым будет поддерживаться связь в полёте.
49. После проверки и настройки приёмника выключить тумблер «Радио».
50. Если на самолете установлен и передатчик, то переключатель на микротелефонном щитке включить в положение «ПРД» (передача) и убедиться в работе умформера передатчика (РУН-30) по его равномерному гудению.
51. Через одну минуту произвести пробную передачу.
Взлет
Руление
52. Подать команду «Убрать колодки» и, получив сигнал «Колодки убраны», начать руление.
53. Заслонку маслорадиатора открывать в зависимости от температуры входящего масла.
54. Для лучшего обзора впереди лежащей местности применять руление змейкой.
55. Проверить действие тормозов на рулении.
Подготовка к взлёту
56. Убедиться, что рычаг управления шагом винта установлен в положение от себя доотказа (малый шаг).
57. Открыть створки капота и заслонку маслорадиатора.
58. Затормозить колёса и опробовать работу мотора перед взлётом при оборотах 1700 - l800 в минуту (это необходимо делать для прожига свечей).
59. Проверить показания приборов. Температура головок цилиндров должна быть не выше 205° С и не ниже 140OС; температура входящего масла 50 - 75° С.
Давление масла 5,5 - 6,5 кг/см2, давление бензина 1,5 - 2,0 кг/см2.
Взлёт запрещается:
а) При оборотах мотора:
• на номинальном режиме - меньше 2350 об/мин;
• на взлётном режиме - меньше 2 450 об/мин;
• на взлётном режиме - больше 2 500 об/мин.
б) При температуре головок цилиндров выше 205° С или ниже 140°С.
в) При температуре масла на входе ниже 50°С.
г) При давлении масла ниже 3 кг/см2.
д) При давлении бензина ниже 1,5 кг/см2.
60. Проверить, нет ли препятствий на полосе взлёта.
Взлёт и набор высоты
При необходимости сокращения длины разбега перед взлётом выпустить щитки на 15 - 20° и плавно дать газ.
61. Выдерживая направление, поднять хвост, отдать ручку от себя и взлететь с полуопущенным хвостом. Тенденцию самолёта к разворачиванию влево парировать правой ногой.
62. После отрыва самолёта от земли выдержать его до скорости 250 км/час, после чего переходить к набору высоты.
63. Убрать шасси, проверив подъём по сигнальным лампочкам и механическим указателям.
Если взлёт производился с выпущенными щитками, уборку щитков производить на высоте не ниже 100 м.
64. Снять давление на ручку триммером руля высоты и увеличить скорость набора до 260 км/час.
65. На высоте 100 - 150 м установить номинальный режим, если на взлёте был применён форсаж и он по обстановке больше не потребуется.
66. Скорость при наборе высоты до 3000 м держать 260 км/час. С высоты 3000 м набора уменьшать по 10 км/час на 1000 м.
67. С высоты 3500 м включить вторую скорость, нагнетателя, для чего убрать рычаг газа, снизив, числи оборотов до 1900 - 2000 в минуту и плавно, но быстро включить вторую скорость (дать рычаг переключения скоростей полностью от себя), после чего снова дать газ до получения требуемого числа оборотов.
68. В полёте строем разрешается переключать скорости нагнетателя при работе мотора на том режиме, на котором производится полёт. Для этого нужно плавно, но быстро перевести рычаг управления скоростями из одного крайнего положения в другое.
69. Независимо от высоты полёта на взлётном режиме включать вторую скорость передачи к нагнетателю не разрешaeтся.
70. Если по каким-либо причинам скорости нагнетателя переключаются два раза подряд, то между переключениями нужно выдерживать интервал не менее двух минут, чтобы дать возможность рассеяться теплу в фрикционных дисках, возникающему в момент переключения.
71. При наборе высоты можно допустить температуру головок цилиндров максимум 250° (в течение не более 15 минут), а температуру масла 85° (в течение не более 10 минут). В случае перегрева мотора увеличить шаг винта. повысить скорость полёта для получения оборотов 2300 в минуту и продолжать набор высоты.
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПОЛЁТ
Температура входящего масла:
рекомендуемая 65 - 75°С
максимальная 85°С на время не более 10 минут
Температура головок цилиндров:
рекомендуемая 180 - 215°С
максимальная 240° на время не более 10 минут
Давление масла 5,5 - 6,5 кг/см2
Давление бензина 1,5 - 2,0 кг/см2
В горизонтальном полёте не допускать уменьшения температуры головок цилиндров ниже 140° С.
Тут не хватает данных! Отсутствовали на оригинале…
72. Подготовить вооружение - снять оружие с пневмопредохранителя.
73. Включить тумблер «Радио».
74. Поставить переключатель микротелефонного щитка в положение «ПРД», через 1 - 2 минуты вызвать наземную станцию и установить связь. Для перехода на приём переключатель установить в положение «ПРМ».
75. При встрече с противником для достижения максимальной скорости полёта необходимо:
а) Закрыть фонарь, если он не был закрыт.
Закрытый фонарь увеличивает максимальную скорость самолёта на 15 - 18 км/час.
б) Установить боковые створки капота и заслонку маслорадиатора по потоку. Излишне большое открытие створок капота и заслонки маслорадиатора уменьшает максимальную скорость самолёта на 45 - 50 км/час и увеличивает время виража на 1,5 - 2 секунды.
в) По сигнальным лампочкам проверить положение хвостового колеса. В случае неполной уборки его установить на короткое время рычаг крана управления шасси в положение «уборка».
При выпущенном хвостовом колесе максимальная скорость самолёта снижается на 8 - 10 км/час.
г) Установить на короткое время рычаг крана управления закрылками в положение «убраны». При неплотном прилегании щитков-закрылков. возникшем в полёте вследствие отсоса щитков пой действием воздушного потока, обтекающего крыло, максимальная скорость самолёта снижается на 18 - 20 км/час.
д) При полётах на высотах до 1500 - 2000 м использовать форсаж мотора, для чего дать рычаг газа и рычаг изменения шага винта полностью от себя, при этом число оборотов должно быть равно 2500 в минуту, а наддув Рк = 1180 мм рт. ст. Пользоваться форсажем разрешается не более 5 минут.
Применение повышенного наддува (Рк = 1180 мм рт. ст.) против установленного номинального (Рк=1000 мм рт. ст.) обеспечивает увеличение максимальной скорости самолёта на 30 - 35 км/час.
Примечание. Эксплуатация мотора на форсированном наддуве (Рк=1180 мм рт. ст.) как правило, разрешается только после 10 часовой работы мотора.
76. На второй скорости нагнетателя не допускать наддув выше 1000 мм рт. ст. во избежание детонации, понижающей мощность мотора и вызывающей преждевременные его износ.
77. При высоте полета выше 4000 м включать вторую скорость нагнетателя.
78. Следить за показаниями термометров, не допуская повышения температуры головок цилиндров выше 240ОС, а температуры входящего масла выше 85ОС.
Виражи
79. Виражи с креном 60 - 70° производить на скорости 320 – 340 кч/час. Самолет на вираже устойчив. При перетягивании ручки на вираже появляется покачивание самолёта с крыла на крыло. Перекладывание самолёта из виража в вираж происходит быстро на отклонение элеронов самолёт реагирует хорошо. В случае потери скорости на вираже и сваливания на крыло необходимо дать ручку от себя.
Пикирование
80. Ввод в пикирование производить с разворота или с переворота. Пикирование разрешается производить до скорости 650 км/час по прибору. Самолёт пикирует устойчего с газом и без газа. Тенденции к разворачиванию или затягиванию в пикировании нет. При пикировании не допускать раскрутку винта выше 2600 об/мин (в течение более 30 секунд). Температура головок цилиндров при пикировании не должна быть ниже 160° С.
Боевой разворот
81. Боевые развороты выполняются нормально на скорости ввода 500 км/час. На боевом развороте самолёт ведёт себя устойчего. При выходе из разворота держать скорость 230 км/час.
Набор высоты ПРИ выполнении боевого разворота 1000 - 1100 м.
Одинарный переворот
82. Одинарный переворот выполняется на скорости 250 км/час. Для ввода в переворот дать одновременно ногу на полхода педали в сторону желаемого переворота и ручку в ту же сторону и несколько на себя (по диагонали). По мере того, как самолет будет переворачиваться вверх колесами, за 30 - 40° до линии горизонта, наставить рули на вывод, т. е. дать ногу в сторону, противоположную вращению за нейтральное положение, и ручку нейтрально.
После того, как самолет окажется в положении вверх колесами, поставить педали нейтрально и, как только самолёт опустит нос на 20 -30° к горизонту, слегка отдать ручку от себя и убрать газ; по мере нарастания скорости плавным выбиранием ручки выводить самолёт из пикирования. Скорость на выводе должна быть 370 км/час.
Двойной переворот (бочка)
83. Бочку выполнять на скорости 300 км/час по прибору. Предварительно придать самолёту угол кабрирования 15 - 20° и одновременно дать ногу на три четверти хода педали и ручку в сторону желаемого переворота (по диагонали на себя). За 20 - 30° до горизонтального положения поставить рули на вывод (ногу в сторону, противоположную вращению, за нейтральное положение и ручку нейтрально).
Правые бочки получаются энергичнее, левые замедленнее и с большим радиусом. Для выполнения левой бочки рулями нужно действовать более энергично.
Скольжение
84. Скользит самолёт устойчего, без разворачивания в сторону скольжения, при крене до 40 - 45°. Скорость на скольжении держать 250 - 260 км/час.
Для ввода в (скольжение отвернуть самолёт на 10 - 15° в сторону, противоположную скольжению, создать крен а сторону скольжения и удерживать самолёт от разворота обратной педалью.
Вывод самолёта из скольжения должен быть закончен на высоте не ниже 50 м. Ниже этой высоты полёт может быть только прямолинейным.
Скорость самолёта при выводе должна быть не менее 220 км/час.
Восьмёрка
85. Восьмёрку делать на скорости 330 - 340 км/час по прибору. Техника её выполнения такая же, как и нормального виража.
Спираль
86. Спираль выполнять с полностью убранным рычагом газа и креном не более 45°, на скорости 280 - 300 км/час по прибору. Вводить в спираль плавно и выполнять ее так же, как и вираж.
Самолёт, отрегулированный с незначительным кабрированием на максимальной горизонтальной скорости, во время выполнения спирали слегка «висит» на ручке.
Петля
87. Петля выполняется без потери высоты. Скорость при вводе должна быть 460 - 480 км/час.
Для выполнения петли необходимо разогнать самолёт до скорости 480 км/час по прибору и плавным движением ручки на себя перевезти самолёт в режим набора высоты. При подходе к верхней точке петли нагрузка на ручку значительно уменьшается. Необходимо избегать как перетягивания, так и недобирания ручки. При перетягивании ручки самолёт может сделать самопроизвольный, неправильный иммельман. При недобирании ручки радиус кривизны петли увеличивается, и скорость самолёта будет потеряна ещё до подхода к верхней точке.
При правильном выполнении петли на скорости 400 км/час выходят предкрылки, что сопровождается незначительным вздрагиванием самолёта; нагрузка на ручку при этом уменьшается.
По мере приближения к верхней точке петли самолет удерживать от разворота вправо левой педалью и всё время плавно выбирать ручку до среднего положения между нейтральным и полностью взятым на себя. В этом положении ручку задержать.
После перехода самолётом верхней точки убрать газ, и как только самолёт опустит нос на 20 - 30° к горизонту, необходимо слегка отпустить ручку от себя и по мере нарастания скорости плавным выбиранием ручки выводить самолёт из пикирования. Скорость на выводе должна быть 370 км/час.
Петля Шавиара
88. Для выполнения детали Шавиара необходимо с небольшим снижением разогнать самолет до скорости 400 км/час по прибору. При вводе в петлю нужно одновременно создать крен до 45°.
Дальнейшая техника выполнения петли Шавиара такая же, как у нормальной петли, с той лишь разницей, что во время выполнения её необходимо сохранять начальный крен.
Разницы между правой и левой петлями Шавиара нет. Выводят самолёт из петли на скорости 370 - 380 км/час по прибору. Петля выполняется без потери высоты.
Иммельман
89. Для выполнения иммельмана разогнать самолет до скорости 500 км/час по прибору. Темп выбирания ручки на себя в первой части
иммельмана такой же, как и при выполнении первой половины петли. При достижении верхней точки, когда самолёт будет находится в положении "на спине", а линия капота мотора на уровне горизонта, дать ногу и ручку в ту сторону, в которую желательно повернуть самолет.
Для выполнения правого иммельмана руку дать плавно доотказа вправо, одновременно плавно дать правую ногу на половину хода в ту же сторону.
Для выполнения левого иммельмана ручку энергично дать полностью влево; одновременно энергично дать левую ногу доотказа.
После переворота поставить рули в нейтральное положение, чтобы удержать самолёт от дальнейшего вращения, дать ручку несколько в обратную сторону и выбирать её незначительно на себя, не позволяя самолету опускать нос.
Скорость при выходе из иммельмана 220 - 230 км/час по прибору. Набор высоты при иммельмане 900 - 1000 м.
Штопор
90. Самолет сваливается в штопор только при грубых ошибках в технике пилотирования, связанных с большим перетягиванием ручки и потерей скорости.
При непреднамеренном сваливании, в штопор, во всех случаях, необходимо отдать ручку от себя и поставить ноги нейтрально. Самолет при этом немедленно выходит из штопора.
Ввод в штопор с учебной целью производить следующим образом.
Убрать газ и плавным выбиранием ручки на себя довести скорость до 180 км/час, после чего плавно дать полностью ногу в сторону желаемого штопора и добрать ручку полностью на себя. В пpoцecce штопора положение рулей не изменять. Влево самолет штопорит рывками, замедляя вращение в конце каждого витка, Угол наклона самолета к горизонту в процессе штопора меняется в пределах 30 - 45о. Вправо самолет штопорит несколько плавнее. Угол наклона самолёта к горизонту более крутой и составляет 50 - 60°. Для вывода самолета из штопора необходимо: дать ногу в сторону, противоположную вращению, и вслед за тем поставить ручку в нейтральное положение. Самолет выходит из штопора при этом без запаздывания. После того как прекратится вращение, поставить педали нейтрально, самолет перейдет в пикирование.
Горка
91. Горку выполнять на максимальной скорости горизонтального полёта. После разгона самолёта плавно выбрать ручку на себя и установить угол подъёма около 60о. Скорость при выполнении горки не должна быть менее 250 км/час по прибору. При достижении скорости 270 км/час по прибору плавно отжимать ручкой самолёт в горизонтальный полёт или вводить в разворот с креном то 15 - 20о в желаемую сторону, следя чтобы скорость была не менее 250 км/час по прибору.
Ранверсман
92. Для выполнения ранверсмана с максимальной скорости горизонтального полёта необходимо, плавно выбирая ручку на себя, перевести самолёт в положение 70 - 80° по отношению к горизонту. При уменьшении скорости до 240 - 250 км/час дать ногу в сторону желаемого переворота, ручку от себя и в сторону, противоположную данной ноге, во избежание сваливания самолёта на спину. После того как самолёт развернётся на 90° от первоначального направления движения, плавно убирать газ, так чтобы он был полностью убран к моменту, когда самолёт войдет в пикирование.
Скорость при выводе 350 - 370 км/час по прибору.
Разницы между правым и левым ранверсманом нет.
Потеря высоты, считая от верхней точки ранверсмана до выхода в горизонтальный полёт после пикирования, составляет около 700 м.
УПРАВЛЕНИЕ ВООРУЖЕНИЕМ В ВОЗДУХЕ
93. Стрельбу производить короткими очередями.
94. В случае задержки при стрельбе сделать одно - два перезаряжания путём нажатия на гашетку пневмоперезарядки. Перезарядку делать с выдержкой 1 - 2 секунды и продолжать стрельбу.
95. При самопроизвольной стрельбе синхронной пушки произвести пневмоперезарядку её.
Примечания:
1. Синхронную стрельбу можно вести на различных режимах работы мотора - от 1 300 до 2 400 об/мин.
2. Во избежание прострела винта не допускать перегрева оружия.
3. Прицельный огонь можно вести на дистанциях от 50 до 500 м.
Бомбардировочное вооружение
96. Перед бомбометанием поставить ручку аварийного сбрасывателя в положение «ПО» (предохранитель открыт).
97. Нажав на кнопку, расположенную на ручке управления, произвести бомбометание.
98. Убедиться в сбрасывании бомб по световой сигнализации (обе белые лампочки, находящиеся на приборной деске должны погаснуть.
ОКОНЧАНИЕ ПОЛЁТА
Выпуск шасси и хвостового колеса
99. Шасси выпускать на скорости 300 - 320 км/час. Для выпуска шасси перевести рычаг крана шасси расположенного слева, из положения «нейтрально» в положение «выпуск».
100. По горению зелёных лампочек и по положению механических указателей проверить. полностью ли выпущено шасси.
Аварийный выпуск шасси и хвостового колеса
101. Потянуть за тросы, расположенные на полу кабины лётчика справа, и по световой сигнализации проверить, освободились ли ноги шасси с замков (красные лампочки должны погаснуть).
102. Открыть вентиль аварийного выпуска шасси и костыля хвостового колеса.
103. Убедиться по световой сигнализации и механическим указателям в нормальном выпуске шасси (должны загорется зелёные лампочки шасси и хвостового колеса, а механические указатели на плоскостях показаться из своих гнезд).
Планирование
104. При планировании на посадку рычаг управления винтом установить в положение «малый шаг» (от себя доотказа) для того, чтобы в случае необходимости можно было перевести мотор на взлётное число оборотов.
105. При длительном планировании с большой высоты для предотвращения переохлаждения мотора следует пользоваться передними жалюзи мотора и при необходимости прогревать мотор, увеличивая газ в течение нескольких секунд. Температура головок цилиндров при этом должна быть не ниже 160оС.
106. При планировании с малым газом не следует резко увеличивать число оборотов. Перевод с малого газа на максимальные или крейсерские обороты должен осуществляться в течение 2 - 3 секунд.
107. По достижении высоты 4000 м включить первую скорость нагнетателя.
108. Выдерживать скорость планирования на посадку с убранными щитками не менее 220 км/час по прибору, с выпущенными щитками 210 - 220 км/час; минимально допустимая скорость планирования с выпущенными щитка ми 200 км/час. Необходимо учитывать, особенность самолёта Ла-5: потерянная скорость при выполнении любого элемента полёта восстанавливается медленно.
109. При заходе на посадку шасси выпускать до третьего разворота при скорости на менее 250 км/час.
110. Выпустить щитки, для чего перевести рычаг крана управления щитками из нейтрального положения «выпуск» (кран находится на левом борту кабины пилота). Проверить выпуск щитков по указателю. В случае задержки выпуска щитков стоит ли нейтрально кран выпуска шасси, в противном случае щитки не выпустятся.
Глиссада планирования с выпущенными щитками круче, чем с убранными, и самолёт тянет на нос («висит» на ручке).
После выпуска щитков взять триммер руля высоты на себя (создать кабрирующий момент).
111. Планирование производить параллельно посадочным знакам и не более 40 – 50 м в стороне от посадочного Т.
112. После четвёртого разворота не планировать к посадочному Т во избежание посадки на Т.
113. При посадке ночью и при отсутствии аэродромного освещения на специальных самолётах включить посадочную фару с высоты 70 – 80 м.
Уход на второй круг
114. При необходимости ухода на второй круг плавно дать полный газ. После набора скорости 230 - 240 км/час на высоте 100 м убрать щитки, затем перейти на набор высоты. Полёт с выпущенными шитками производить на скорости не более 280 км/час.
В случае непроизвольного перехода лопастей винта в положение большого шага (из-за отказа Р-7 или загустевания масла) полностью исключается возможность ухода самолета на второй круг. В этом случае необходимо:
а) щитки выпускать только после того, как лётчик убедится в правильности расчета на посадку;
б) при заходе на посадку шасси выпускать только перед последним разворотом при скорости не менее 250 км/час.
Расчет на посадку
115. Залогом выполнения хорошей посадки является правильный расчет.
Для выполнения точного расчёта на посадку необходимо соблюдать следующее:
- третий разворот перед заходом на посадку должен быть на 90°;
- планируя после третьего разворота под углом 90о к посадочным знакам, уточнить расчёт;
- последний разворот производить на 90°, это обеспечит правильный заход на посадку параллельно посадочным знакам.
Для уточнения расчета на посадку на послед¬нем развороте разрешается изменять величину крена, но не более чем до – 15o.
Посадка
116. Выравнивание самолёта начинать на высоте 6 - 8 м, а скорость при приближении к земле уменьшать до 200 км/час. Заканчивать выравнивание необходимо на высоте 1 м.
117. Самолёт сажать на три точки. Ручку управления самолётом добирать полностью на себя.
Запрещается энергичное добирание ручки на пробеге во всех случаях посадки самолёта (при посадке на колёса, на три точки) во избежание взмывания и сваливания самолёта на крыло.
118. Тормозить после посадки необходимо на пробеге, только после того когда лётчик убедился, что самолёт приземлился на три точки, ручка плавно добрана на себя доотказа, а самолёт сохраняет прямолинейность пробега; торможение начинать со второй половины пробега.
Не допускать резких размашистых движений педалей руля поворота при торможении, так как при этом самолёт начинает рыскать и изменять направление пробега.
При посадке на мягкий и вязкий грунт тормозами пользоваться осторожно.
119. При заруливании после окончания пробега полностью убрать щитки.
120. Поставить пушки па пневмопредохраннтель.
Остановка мотора
121. Полностью открыть боковые створки капота мотора и заслонку маслорадиатора.
122. Охладить мотор, для чего сбавить число оборотов мотора до 1000 - 1200 в минуту и вы¬держивать на этом режиме до тех пор, пока температура головок цилиндра не понизится до 140o.
123. Убедится, что рычаг изменения шага винта находятся в положении «малый шаг».
124. Остановить мотор, для чего потянуть на себя трос стоп-кран, после чего выключить зажигание и плавно перевести рычаг газа вперёд.
125. Выключить тумблер аккумулятора.
126. После полета необходимо:
а) доложить технику звена о работе мотора, самолёта, вооружения и специального оборудования в данном полёте;
б) дать указания механику самолёта об устранении имеющихся на самолёте дефектов.